КЧС и ОПБ: разработка функциональных обязанностей членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
Чрезвычайные ситуации (ЧС) Чрезвычайные ситуации (ЧС)

КЧС и ОПБ: разработка функциональных обязанностей членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

Функциональные обязанности членов КЧС и ОПБ — это ключевой рабочий документ, который обеспечивает четкую организацию действий при ЧС, минимизацию рисков и эффективное использование сил и средств.

Единого подхода по разработке функциональных обязанностей членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) нет, но есть на что опираться при их разработке.

Правовая основа

Функциональные обязанности членов комиссии определяются на основании:

  • Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ст. 14, 15);
  • Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне";
  • Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (п. 8, 9);
  • приказов и методических рекомендаций МЧС России.

Документ разрабатывается на основе Положения о КЧС и ОПБ организации и утверждается приказом руководителя.

Цели разработки обязанностей

  1. Четко распределить функции и ответственность каждого члена комиссии.
  2. Исключить дублирование и "пробелы" в выполнении задач.
  3. Обеспечить согласованность действий при ЧС, пожаре или иных угроз.
  4. Обеспечить юридическую защиту руководителя и специалистов (каждый член комиссии имеет зафиксированные полномочия).

Общие принципы

1. Индивидуализация обязанностей — закрепление за каждым членом комиссии конкретных направлений работы (оповещение, связь, инженерное обеспечение, пожарная безопасность и т.д.).

2. Соответствие должности — обязанности формируются с учетом функционала работника по основной должности (главный инженер, энергетик, специалист охраны труда и пр.).

3. Три режима деятельности — обязанности должны учитывать работу:

  • в повседневном режиме;
  • в режиме повышенной готовности;
  • в режиме чрезвычайной ситуации.

4. Распределение ответственности — председатель определяет стратегию и координирует работу, заместители — контролируют отдельные направления, члены комиссии — обеспечивают конкретные виды мероприятий.

Примерная структура функциональных обязанностей:

1. Председатель комиссии (руководитель организации):

  • общее руководство работой комиссии;
  • принятие решений о переводе организации на режим повышенной готовности/ЧС;
  • утверждение планов действий и резервных ресурсов;
  • организация эвакуации, ликвидации последствий ЧС, взаимодействия с ЧС и органами власти;
  • контроль исполнения решений.

2. Заместитель председателя (главный инженер/заместитель руководителя):

  • руководство работами при отсутствии председателя;
  • обеспечение устойчивости функционирования объекта при ЧС;
  • организация инженерно-технических мероприятий, контроля безопасности оборудования, зданий и сооружений;
  • координация деятельности служб жизнеобеспечения (электро-, водо-, теплоснабжения).

3. Заместитель председателя по ГО и ЧС (уполномоченный по ГОЧС):

  • планирование мероприятий по ГО и ЧС;
  • организация обучения и тренировок персонала;
  • контроль готовности систем оповещения, связи и документации;
  • организация взаимодействия с территориальными органами ГОЧС и МЧС.

4. Главный энергетик:

  • обеспечение бесперебойной работы энергоустановок и сетей;
  • подготовка резервных источников питания;
  • организация аварийного отключения оборудования при угрозе аварий.

5. Главный механик/начальник производства:

  • контроль исправности технологического оборудования;
  • организация его безаварийной остановки при угрозе ЧС;
  • участие в ликвидации аварий на производственных линиях.

6. Инженер по пожарной безопасности:

  • контроль соблюдения противопожарного режима;
  • организация профилактических мероприятий и тренировок по эвакуации;
  • взаимодействие с пожарными подразделениями при ЧС;
  • обеспечение наличия и готовности средств пожаротушения.

7. Начальник службы МТО (материально-технического обеспечения):

  • создание и учет резервов СИЗ, материалов, топлива;
  • обеспечение аварийно-спасательных формирований техникой и оборудованием;
  • организация снабжения в период ЧС.

8. Начальник службы оповещения и связи:

  • организация системы оповещения персонала;
  • поддержание в готовности средств связи;
  • контроль дежурно-диспетчерской службы;
  • взаимодействие с ЕДДС муниципального образования.

9. Начальник транспортной службы:

  • обеспечение транспортом для эвакуации персонала и доставки ресурсов;
  • организация дежурных автосредств;
  • контроль исправности техники.

10. Председатель объектовой эвакуационной комиссии (ОЭК):

  • организация и руководство эвакуацией;
  • определение маршрутов и мест размещения;
  • контроль за подготовкой пунктов сбора.

11. Медицинская служба:

  • организация оказания первой помощи;
  • подготовка аптечек, медпунктов, санитарных постов;
  • координация действий с местными лечебными учреждениями.

12. Юрист/специалист по правовым вопросам:

  • правовое сопровождение решений комиссии;
  • участие в разработке приказов, положений, инструкций;
  • консультирование по правам и обязанностям персонала в условиях ЧС.

13. Служба охраны труда и ТБ:

  • организация инструктажей;
  • контроль применения средств индивидуальной защиты;
  • участие в расследовании происшествий.

Оформление и утверждение

1. Функциональные обязанности оформляются в виде отдельных НПА для каждого члена комиссии (функциональные обязанности могут быть прописаны в положении о КЧС и ОПБ).

2. Все документы объединяются в рабочую папку КЧС и ОПБ.

3. Утверждаются приказом руководителя организации.

4. Обязанности подлежат актуализации не реже одного раза в 3-5 лет или при изменениях в структуре организации и законодательстве.

Практические советы

1. Используйте типовые методички МЧС и адаптируйте их под специфику предприятия.

2. Обеспечьте согласованность обязанностей: у каждого члена комиссии должна быть зона ответственности, но без дублирования функций.

3. Пропишите четкие действия по каждому режиму функционирования РСЧС (повседневный, повышенная готовность, ЧС).

4. Включите порядок подчиненности и отчетности: кто докладывает председателю, кто взаимодействует с внешними структурами.

5. Добавьте перечень постоянных задач и задач в условиях ЧС отдельно.

Комментарии (0)

Комментариев пока нет.